Чем должны руководствоваться коллекторы сегодня?
Деятельность коллекторских агентств в части непосредственного взаимодействия с должником сегодня регулируется ст.15 ФЗ N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». О требованиях, которые предъявлены к коллекторам этим законом, подробно можно почитать в правовой инструкции: Что делать, если донимают коллекторы?
Долгожданный проект закона N 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», который должен серьезно ограничить полномочия «собирателей долгов», находится на рассмотрении депутатов Государственной думы. К нему поступила масса поправок, в том числе и от профессионального сообщества — кредиторов и коллекторов. Скорее всего, законопроект доработают и примут до конца весенней сессии парламента. С его основными положениями можно познакомиться в правовой инструкции: Закон о коллекторах – что нужно знать должнику?
Кроме того, коллекторы должны соблюдать закон «О персональных данных» и не совершать действий, ответственность за которые предусмотрена административным или уголовным кодексами.
Что касается этического кодекса, разработанного Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств, то он является обязательным к исполнению всеми агентствами, которые входят в НАПКА (всего их 30). За его нарушение агентство могут наказать. Однако законом этот документ не является, хотя некоторые его положения повторяют нормы вышеназванного ФЗ N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и находящегося в Госдуме законопроекта о коллекторской деятельности. Таким образом, данный документ носит рекомендательный характер. Тем не менее, знание его положений может помочь должнику выстроить грамотный диалог с коллектором, а при необходимости пожаловаться на него в профессиональное объединение.
Не обманывать, не угрожать, не хамить...
В апреле в этический кодекс были внесены изменения, ужесточившие требования к профессиональной коллекторской деятельности в соответствии с «нормами морали и нравственности». Как уже было сказано выше, некоторые положения кодекса повторяют нормы действующих сегодня законов, а сам кодекс обязывает коллекторов действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с этическим кодексом, коллекторское агентство должно быть зарегистрировано как коммерческая организация, основным видом деятельности которой является взыскание долгов. Агентство должно иметь свой сайт и быть внесено в реестр операторов персональных данных в порядке, предусмотренном ФЗ «О персональных данных», а также иметь договор страхования профессиональной ответственности.
Коллекторской деятельностью не может заниматься лицо, имеющее непогашенную судимость. Запрещается вводить должников в заблуждение, совершая действия по взысканию якобы от имени государственных или муниципальных служащих, судебных приставов и т.д. Запрещено присваивать себе полномочия силовых ведомств, которыми коллектор на самом деле не обладает, обманывать относительно размера долга и природы его происхождения.
Коллекторы не имеют права причинять вред должнику или угрожать причинением такого вреда. Нельзя беспокоить должника в рабочие дни с 22:00 до 8:00 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20:00 до 9:00 часов по местному времени по месту жительства должника.
Коллектор обязан обращаться к заемщику исключительно на «Вы», вести переговоры в уважительном тоне и избегать фамильярного общения. Деятельность по взысканию долга должна быть приостановлена в случае, если выяснится, что взаимодействие осуществляется с несовершеннолетним лицом. Запрещается также «терроризировать» организации сферы здравоохранения, образования, стратегически важные объекты инфраструктуры и т. д., если возникает риск нарушения режима работы данных организаций (объектов) и возникновения неблагоприятных последствий.
Не допускается разглашение информации о задолженности, персональных данных третьим лицам, в том числе посредством направления сообщений через социальные сети.
Все телефонные разговоры между коллектором и должником должны вестись под аудиозапись, которая может быть использована впоследствии для разрешения конфликтной ситуации между сторонами. Коллекторам запрещается звонить или слать должнику текстовые сообщения с анонимных номеров, как это часто происходит сегодня. Само коллекторское агентство должно вести контроль качества взаимодействия с должниками.
Как пожаловаться на коллекторское агентство?
Декламируя приверженность закону, коллекторы часто нарушают его, привлекая для работы по «выбиванию долгов» настоящих преступников, которые калечат и унижают должников, портят имущество, нарушают работу государственных учреждений и т. д. Подробнее об этом можно почитать в статье: 10 кошмарных случаев из практики коллекторов.
В профессиональном сообществе от таких беспредельщиков, конечно же, открещиваются, называя их «квазиколлекторами». Повлиять на них со стороны профессионального сообщества невозможно. Пострадавшим остается только фиксировать нарушения на аудио- и видеоносители, привлекать свидетелей и своевременно обращаться в правоохранительные органы, надеясь на принятие адекватных мер.
Если же нарушение закона исходит от агентства, входящего в НАПКА (90% рынка коллекторских услуг), то на нарушителей можно пожаловаться в ассоциацию. НАПКА рекомендует должникам направлять соответствующие жалобы через сайт вместе с записью телефонного разговора, если речь идет о нарушении правил общения с должником. К нарушителям этического кодекса обещают принять меры. При этом обращение в Ассоциацию не означает, что о нарушениях коллекторами закона должники не должны сообщать в правоохранительные органы.